По данным Ростехнадзора, из 22 900 лифтов лишь 1 400 могут считаться безопасными. К остальным у инспекторов есть претензии. Около трети лифтов выработали ресурс и требуют срочной реконструкции или замены. Больше всего претензий к оборудованию в жилых домах. С офисными зданиями дело обстоит лучше.
Проверки Ростехнадзора были проведены после несчастного случая в Москве, произошедшего в январе 2016 года. Из-за падения кабины в шахту в ЖК "Алые паруса" погибла женщина.
Больше всего претензий к основным системам и узлам оборудования: ограничителям скорости, приводу дверей, системе, отвечающей за остановку лифта. Во многих кабинах отсутствует двухсторонняя связь с аварийной службой. Ситуация с лифтами аварийная - это могут подтвердить и в Ростехнадзоре, и в управляющих компаниях, и в компаниях, отвечающих за техобслуживание. Увы, последние нередко бездействуют и даже не заключают договор страхования. По данным страховщиков (НССО), застраховано лишь 92% лифтов. Между тем, страховку требует закон. Впрочем, даже без нее пострадавшие получат компенсацию от НССО.
Минстрой контролирует работу над модернизацией оборудования. Уже оформлены тысячи предписаний о ремонте лифтов. И этим необходимо заняться как можно быстрее: 29% всех подъемных устройств в жилых зданиях и на предприятиях было установлено более 25 лет назад, то есть отработало свой срок. Это 153 тысячи лифтов. На их замену и модернизации нужны деньги, а они не всегда есть. Ситуацию спасают взносы на капремонт, но на переобустройство нужно копить деньги, а лифты не работают или представляют опасность уже сегодня.
К сожалению, ситуацию решают только в отдельных регионах. Так, в Москве и Подмосковье тестируют систему замены с отсрочкой платежа - более 12 тысяч лифтов заменят по этой схеме за два года. В Ростове-на-Дону планируют заменить 336 лифтов к концу года, в Саратове - всего 29.
Ремонт лифтов требуется и в Санкт-Петербурге. Более трети оборудования (13 тысяч лифтов) отработали свой срок и требуют срочной замены. Однако программы по замене по сей день нет. В 2016 году в городу могут заменить оборудование только в 324 домах (а это - 1213 единиц техники). Еще 300 могут отремонтировать, если удастся сэкономить деньги на капитальном ремонте зданий. На модернизацию и техническое обслуживание лифтов направляют те средства, которые организациям и службам удалось сэкономить на проведении конкурсов пр капитальном ремонте.
Отдельных региональных программ, связанных с целенаправленной и срочной модернизацией подъемного оборудования, нет ни в Санкт-Петербурге, ни во многих других городах России. В большинстве случаев о замене лифтов говорят в рамках программ капитального ремонта зданий.
Управляющим компаниям и жильцам, а также организациям, ответственным за состояние оборудования, остается рассчитывать только на себя и продлевать срок эксплуатации лифтового оборудования как можно больше. В этом может помочь техническое обслуживание, ремонт, частичная модернизация. В таких компаниях, как ПК "Лифтремстроймонтаж", могут проверить состояние оборудования, заменить максимально изношенные детали, устранить некоторые неисправности. Это сможет дать временный результат и сделать лифт более безопасным для жильцов. Но полностью проблему можно решить только в том случае, если все изношенное, отработавшее свой ресурс оборудование заменят на новое. И не в одном доме, а во всем городе.