Если лифтовая кабина вдруг стремительно понесется вниз, трагедии не миновать. Поэтому был придуман аппарат, который позволяет избегать подобных аварийных ситуаций. Его название – ограничитель скорости лифта.
В конструкции аппарата прежде всего выделим шкив – фрикционное колесо с углублением по окружности. Через углубление шкива протягивают канат, причем один его конец прочно закрепляется на кабине, а другой – в ограничителе.
У этого устройства есть и третья канатная ветвь – она жестко сцепляется с механизмом особых устройств - ловителей. Последние автоматически затормаживает канат в случае, когда при движении вниз кабина достигает предельной скорости опускания.
Для создания нужного давления на шкив в приямке шахтного ствола ставится натяжное устройство. Натягивая канат, оно заодно не дает ветвям каната перекручиваться между собой.
Область применения
Аппараты ограничения скорости в обязательном порядке устанавливаются во всех лифтах. Эти устройства обеспечивают безопасность движения кабины, сводя практически к нулю опасность ее падения либо чрезмерного ускорения.
Ограничитель скорости лифта срабатывает автоматически, если скорость опускания кабины превысит номинальное значение:
- на 15% при номинальной скорости до 1,4 м/с;
- на 33% при номинальной скорости от 1,4 до 4 м/с;
- на 40% при номинальной скорости свыше 4 м/с.
Как работает аппарат?
Физическая закономерность, которая лежит в основе работы аппарата, называется центробежной силой вращающихся грузов. Последние начинают вращаться за счет ограничителя скорости, связанного с кабиной с применением противовеса. Таким образом, спуск эффективно замедляется даже в случае перебоев в электросети либо обрыва каната лебедки.
Место установки
Чаще всего ограничитель скорости лифта монтируется в машинном отделении. За срабатывание аппарата в этом случае отвечает канат ограничителя, протянутый по всей высоте шахтного ствола. Одна ветвь каната сцеплена с рычагом цепи ловителей.
Реже аппарат размещается на крыше кабины. При выборе этого места монтажа его приводит в действие ролик, движущийся по рельсе, либо канат ограничителя, запасованный особым образом.